Первые поселения Саратовского
Заволжья основывались беглыми крепостными крестьянами , реже беглыми солдатами
, которые стремились оторваться подальше от Волги на восток , уйти вглубь степей
и затеряться в зарослях мургучей , культюков и стариц . Беглых вылавливали, нещадно били
батогами и возвращали к прежнему помещику , а жалкие хибарки , где ютились эти
отверженные , предавали огню. Но проходили два-три года , и разоренные гнезда
вновь восстанавливались , заселялись и обживались другими беглыми . Видя свое
бессилие в борьбе с беглыми крестьянами , царизм решил узаконить существование
беглых в Заволжье.
Иногда началу населенного
пункта в Заволжье давали
старообрядческие скиты… До 1762 г. раскольники в России преследовались и церковью,
и правительством. Они были вынуждены
скрываться в лесах средней Волги ,
Сибири и других глухих местах. Во времена
Е.Пугачева на р. Малый Узень и
возникает один из старообрядческих скитов, который позже превратился в
Малоузенский монастырь, сгоревший после
революции.
В 1837-1841гг. была проведена
реформа по управлению государственными крестьянами. «Селения малоземельные, -
предусматривала реформа,- или наделяются землею из казенных свободных участков
или из них производится переселение на свободные казенные земли…» Прежде всего
стали усиленно заселяться наши только что образованные Николаевский и
Новоузенский уезды.
И потянулись в бескрайние
заволжские засушливые степи крестьянские телеги, дроги, запряженные отощавшими
лошаденками из Тульской, Курской, Орловской губерний. На возах – немудрящий
скарб: глиняные горшки , дерюги для постели , прялки , ткацкие станки , везли
семена льна, конопли, даже круги лыка и
связки лаптей. Знали, что едут туда, где нет липы и вообще леса. Часть
новоселов оседала в уже существующих
населенных пунктах: в Алексашкино, Мироновке, Малом Узене. Остальные
переселенцы основывали новые села, давая им названия своих губерний и
уездов (Новотулка, Моршанка, Питерка,
Борисоглебовка, Козловка). После отмены крепостного права – новая волна
переселенцев.
При коллективном переселении на
новое место первым делом ставили храм –тогда жизнь заладиться. Не исключением
были и наши села. В каждом был свой сельский приход, церковно-приходские школы,
школы грамоты, училища. Храмы строились тщанием прихожан. Каждое село гордилось
своей церковью. На воскресные богослужения ходили всей семьей. Сейчас о тех
временах помнят только старожилы.
До революции В Малом Узене кроме церкви имелись
монастырь и собор. Здание собора было больших размеров, красивее и пышнее в
архитектурном отношении обычной церкви.
Церковь в Козловке была построена
тщанием прихожан в 1860г. Здание, колокольня и ограда были деревянными. Престол
в ней был один – во имя святителя и чудотворца Николая.
В церкви села Питерка было два
придела – во имя Архистратига Михаила и
во имя Митрофания, святителя Воронежского Чудотворца.
|