Едва
ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя
Владимира Святого, Крестителя Руси. Уже древнерусские книжники называли его
Равноапостольным, ибо подвиг князя Владимира вполне соизмерим с апостольским:
великая страна, Русь, его стараниями освещена
была светом христианской веры. В 988 году Русская земля приняла
христианство в качестве официальной, государственной религии, и это событие на
тысячелетие определило весь ход нашей истории.
Владимир
родился около 962 года. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и
Малуши, рабыни матери Святослава княгини Ольги. Рос он в Киеве,
при дворе своей бабки. Несмотря на то, что княгиня Ольга была христианкой,
Владимир воспитывался в языческой религии, о которой мы знаем, в частности, из
воспоминаний арабских путешественников, бывавших на Руси. Один из них,
ибн-Фадлан, описал похороны знатного руса, которые сопровождались
отвратительными и мерзкими церемониями: вместе с умершим в могилу клали убитого коня, какие-то
предметы и вещи, отправляли в загробный мир в принудительном порядке и жену. Причем, ибн-Фадлан сообщает, что при
этом имели место настолько гнусные церемонии, что он, араб-мусульманин, не
может их описать. Из одного этого свидетельства видно, что язычество — это вещь
очень страшная и далеко не столь романтичная, как это многие пытаются
представить сегодня в разного рода популярных изданиях. Перед
походом на Дунай князь Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями.
После гибели отца они стали княжить в своих землях
совершенно самостоятельно. Между Ярополком и Олегом началась война, в
результате которой Олег погиб. Напуганный этим известием Владимир бежал из
Новгорода «за море» к варягам. Спустя некоторое время во главе наемного
варяжского войска он вновь появился в Новгороде, захваченном к тому времени
наместниками Ярополка. Так началась война между Владимиром и его братом. Успех
в войне сопутствовал Владимиру. Некий предатель из окружения Ярополка по имени
Блуд уговорил киевского князя прекратить
сопротивление и сдаться на милость брата. И Владимир решился на братоубийство.
С этого злодейского убийства и начинается киевское княжение Владимира, которое
продолжалось долгих тридцать семь лет.
Летописцы
не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия им христианства. Он
был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными пороками, среди которых,
прежде всего, называют непомерное сластолюбие. У Владимира той поры было пять
жен. Одну из них, полоцкую княжну Рогнеду, он насильно сделал своей супругой,
начав войну с ее отцом, полоцким князем Рогволодом, после того как Рогнеда
гордо отвергла его предложение вступить в брак. Другой женой Владимира стала
вдова убитого им Ярополка, некая гречанка, бывшая прежде монашенкой и
привезенная в Киев князем Святославом, пораженным ее красотою. Помимо законных
жен, князь имел сотни наложниц. «Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних
жен и девиц растлевая»,- так с осуждением писал о Владимире летописец. Князь
поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после
вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий
пантеон — поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога,
Симрагла и Мокоши. Однако эта языческая реформа, изменившая лишь
внешнее обличье старых богов, не могла удовлетворить Владимира. Его личный путь
привел к пониманию того, что никакие
пиры и жертвоприношения, самые изысканные и неслыханные удовольствия не способны
заполнить ту пустоту в его душе, которая с каждым днем становилась все тяжелее. Крайности языческой безнравственности усиливали
впечатление духовного тупика. Это чувствуется в словах самого Владимира,
сказанных им уже после крещения. Их приводит летописец Нестор: «Аки зверь бях,
много зла творях в поганьстве живях, яко скоти, наго».
Обычно
историки делают акцент на политический расчет князя Владимира при выборе другой
веры. Но ключевое место в деле отказа киевского князя от язычества занимал
личный духовный поиск. Он был натурой религиозной, ищущей истину. И это было
главным, что заставило Владимира искать новую веру для себя и своего народа. К князю стали приходить послы. Одними из первых были иудеи. Им Владимир отвечал, что не желает принимать
веры, которая приводит потом к потере отечества. Беседовал киевский князь также
и с мусульманами. Ислам прельщает
поначалу сластолюбивого князя возможностью многоженства и обещанием рая, в
котором правоверные услаждаются
преизобильными благами в обществе гурий (вечно юных дев,
служащих наградою правоверным в раю). Однако, как говорит летописец, временно победила другая страсть:
узнав, что Коран запрещает употребление вина, Владимир произносит историческую
фразу: «Руси веселие есть пити». От западного христианства, очевидно, Владимира
отталкивало требование полного подчинения папе римскому как земному владыке христианского мира. Беседовал
князь и с монахом-философом, пришедшим
из Византии. Этот миссионер, показал
Владимиру икону Страшного Суда, наглядно
продемонстрировав ему посмертную судьбу
грешников и праведников. Затем Владимир отправил
послов в разные страны, и эти послы подтвердили его впечатление. Летопись нам
говорит об ошеломленном состоянии послов Владимира после православного богослужения
в соборе Святой Софии в Константинополе, столице Византии. Однако, даже после положительного
ответа послов, совпавшего с реакцией самого Владимира на Православие, Владимир
все еще не торопится принимать крещение.
Причина этого - сложные политические взаимоотношение
Руси и Византии, в которой в 987 году
вспыхнул мятеж и императоры стали просить помощи у Киева. Владимир
согласился помочь, а в награду попросил в жены сестру императоров Анну. Это был
и дальновидный поступок, который бы возвел Русь на новый политический и
геополитический уровень, но и дерзость для византийцев – принцессы крови не
выходили замуж за варварских государей-язычников. Поэтому вскоре после победы
над мятежниками византийцы «забыли» об обещании. Вспомнить о нем пришлось,
когда Владимир осадил Херсонес и пообещал вскоре осадить и Константинополь. Но
это как бы внешняя канва событий, за которой стоит какая-то гигантская духовная
борьба за душу самого князя, за судьбу его державы. Князь явно увлекся
политической стороной своего религиозного дела. Поэтому неизбежно было
вмешательство Промысла Божия, чтобы кризис разрешился, и политический расчет
перестал бы доминировать в сознании князя. Поэтому, когда уже прибыла в
Херсонес принцесса Анна, и Владимир торжествовал победу, произошло чудо
вразумления: Владимир ослеп. И прозрел лишь тогда, когда принял крещение. Он
прозрел физически и духовно. И дело его обращения совершилось в итоге не
человеческим мудрованием, а силою Духа Святаго. Из купели к алтарю для венчания
с Анной вышел уже совсем другой человек, каким мы и видим в дальнейшем Святого Владимира,
ничего не сохранивший в себе от прежнего языческого облика. Чтобы понять все
величие подвига князя Владимира, нужно
оценить его до крещения: он был
братоубийцей, приносил человеческие жертвоприношения, пьяные оргии были
привычным времяпровождением его дружины. Но в
результате глубочайшего переворота в душе князя, из бездн ада он сумел
подняться к Богу. В этом святость равноапостольного князя Владимира,
осознавшего ту бездну бездуховности, в которую ввергает язычество, и сумевшего
найти выход из этой пропасти, не только обратившись к истинному Богу, но и
приведя за собой весь свой народ.
Принятие
христианства совершенно изменило князя Владимира. Нет сомнений, что он искренне
и всей душой принял новую веру. Владимир деятельно занимался распространением
веры, крестил народ по землям, подвластным ему, строил церкви, назначал
духовных. Для прочного укрепления новопринятой веры князь
распространял книжное просвещение и с этой целью в Киеве и в других городах
приказал набирать у значительных домохозяев детей и отдавать их в обучение
грамоте. Таким образом на Руси, в каких-нибудь лет двадцать,
возросло поколение людей, по уровню своих понятий и по кругозору своих сведений
далеко шагнувших вперед от того состояния, в каком находились их родители; эти
люди стали не только основателями христианского общества на Руси, но также
проводниками переходившей вместе с религией образованности, борцами за начала
государственные и гражданские. Летописец говорит, что матери, отпуская детей в
школы, плакали о них, как о мертвых.Владимир после крещения является
чрезвычайно благодушным. Проникнутый духом христианской любви, он не хотел даже
казнить злодеев, но потом, с совета бояр и городских старцев, установил
наказывать преступников только денежною пенею — вирою, рассуждая при этом, что
такого рода наказание будет способствовать умножению средств для содержания
войска. Сохраняя племенную славянскую веселость, Владимир примирял ее с
требованиями христианского благочестия. Он любил пиры и празднества, но пировал
не с одними своими боярами, а хотел делиться своими утехами со всем народом — и
со старыми и малыми; он отправлял пиршества преимущественно в большие церковные
праздники или по случаю освящения церквей (что в то время было памятным
событием). Он созывал народ отовсюду, кормил, поил всех пришедших, раздавал
неимущим потребное и, даже заботясь о тех, которые почему-нибудь сами не в
состоянии были явиться на княжий двор, приказывал развозить по городу пищу и
питье. Но такое мирное препровождение времени не мешало ему, однако, воевать
против врагов.
В
торжественный момент крещения русского народа Святой Князь, объятый священным
восторгом, произнес замечательную молитву: «Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия , и даждь им
уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша страны хрестьянския, и утверди в
них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да
надеяся на Тя и на Твою державу, побежю козни его». Молитва эта заключает в себе заветы Святого князя Владимира русскому
народу. Какие же это заветы? Первый завет –
это познание Бога через веру в Бога, надежду на Бога, любовь к Богу и к ближним
ради Бога. Такое познание Бога ведет к конечной цели христианства — Богообщению
через молитву и таинства церковные. Второй завет —
завет нерушимого хранения православной
веры и твердого, непоколебимого стояния в ней, несмотря ни на какие соблазны и
испытания, вплоть до готовности жизнь свою отдать за нее. Третий завет говорит о необходимости неустанной
борьбы со злом, гнездящимся прежде
всего в душе самого человека — со своими греховными страстями и похотями, а затем и со злом в окружающей жизни. Но всю надежду
на победу в этой борьбе человек должен возлагать на Бога: всякая
самоуверенность, всякое «самонадеяние» в этой «брани» всегда карается
поражением нашим и торжеством врага. Нужно ли говорить, как хорошо помнил и исполнял русский народ в лице
своих многочисленных лучших представителей
эти священные заветы на протяжении всей своей прежней, почти
тысячелетней истории!
Не пора ли и нам вспомнить все
эти священные заветы нашего Просветителя? Вспомнить о временности и бренности всего земного и не быть чрезмерно
привязанными к земным благам, удовольствиям и наслаждениям? Порассуждать о том,
что позволило поколебать веру и преданность нашему Святому Православию в душе
русского человека? Ведь многие у нас запутались в сетях модных идей равноправия
всех «вероисповеданий». Некоторые лица пытаются возродить язычество, забывая,
что оборачивается это самым трагическим образом. Начинается все с гороскопов,
китайских календарей, купальских хороводов, а заканчивается самым неприкрытым
сатанизмом с ритуальным блудом и человеческими жертвоприношениями, что сегодня
уже встречается снова. Иные попались на удочку всякого рода бесчисленных
сектантов, начиная с баптистов и адвентистов и заканчивая такими, у которых
вообще ничего, кроме названия, христианского нет. А некоторые погрязли в
бреднях теософии, оккультизма, спиритизма и т. п. «суррогатов» религии и разных
тайных организаций. Выполняем ли мы третий завет Святого Владимира о
непримиримой борьбе с диавольским злом, когда в сердцах затмились православные
истины и каждый сам определяет, где добро, а где зло? Пусть на эти
вопросы ответит совесть каждого из нас.
|